ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

 
 

Неолит: геометризм и анимизм

В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности происходили коренные преобразования. Человек жил в шалашах и в свайных постройках на озерах. Общество, в свою очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно уже производились изделия из керамики. Орудия из камня обрабатывались все более тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе свое название: слово «неолит» как раз и обозначает «новый камень». Так, по мере постепенного перехода от палеолитической «экономики выживания», основанной на собирательстве и охоте, к неолитической эпохе производства, основанной на сельскохозяйственном производстве и животноводстве, человек перестал быть кочевником и превратился в оседлого жителя в составе структурированных общин. В переходный период от палеолита к неолиту имело место первое стилистическое изменение в Истории искусств: произошел переход от палеолитического натурализма к неолитической абстракции.

В эпоху неолита происходили серьезные перемены в социальной и культурной сферах, а также в экономике, в частности — развитие сельскохозяйственного производства. Глубокие концептуальные изменения произошли также в искусстве, в котором начался переход от натурализма эпохи палеолита к абстракции. В это же время в искусстве начинает широко использоваться новый пластичный материал — глина. Из нее изготовляется посуда с украшениями, а также небольшие статуэтки, изображающие животных и людей. Такие статуэтки были наболее характерными для эпохи неолита в странах Ближнего Востока и Юго-Востока Европы. Слева — терракотовая фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, Музей Истории)

В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Не зря эти камни, втыкавшиеся в землю с огромным усилием, устанавливались в вертикальном положении, которое отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение человеческой фигуры сводится к геометрической абстракции. Отличием изображения мужчины является почти всегда наличие оружия, а женщины — изображением округлостей на груди. Это — начало типологической дифференциации в искусстве.

Формы искусства сельскохозяйственного общества

Геометрическая абстракция неолитического искусства связана с концепцией анимизма, типичного для сельскохозяйственного общества. Земледелец и пастух знают, что их судьба зависит от систематических наводнений, от эпидемий, от урожая, от событий, которыми они не в состоянии управлять. Жизнью распоряжаются высшие силы, духи и демоны, добрые и злые. В силе анимизм и культ мертвых. В это время появляются идолы, погребальные символы и монументальные захоронения. Начинается разделение на искусство священное и искусство светское: первое — иератическое и образное, второе — земное и декоративное. И если палеолит не имеет никаких прямых связей с современ- ным человеком, то неолит является уже частью нашей истории. В эпоху неолита начали появляться города и формироваться большие коллективы людей. Основные неолитические общества возникают на берегах больших рек, таких, как Евфрат, Тиф, Нил, Инд и Хуанхэ. Так появляются и развиваются великие мировые цивилизации: месопотамская (шумерская), египетская, индийская и китайская.

В искусстве господствует геометрически-орнаментальный формализм. Исключение составляет крито-микенский стиль, преобладающий в период бронзового и железного веков, которые охватывают Ближний Восток и Древнюю Грецию. Хронологически это период с 5 000 до 500 лет до Р.Х. Даже современные сельские ремесленные изделия все еще несут в себе некоторые формальные черты, близкие к геометрическому стилю неолита.

И еще: анализ произведений искусства палеолитической и неолитической эпох свидетельствует о том, что натурализм связан с анархическими и индивидуалистическими формами жизни, в которых в определенной мере отсутствуют традиции, а значит, и четкие нормы и убеждения. Геометризм, напротив, демонстрирует тенденцию к объединению в организацию и представляет собой более широкое видение мира.

 
 
 
вверх!
Меню
Египетское искусство: изображение бога-суверена
Месопотамия: искусство на службе царя и храма
Искусство ахеменидов и царские дворцы
первобытное искусство
Введение
На заре зарождения искусства
Значение искусства эпохи палеолита
Техника исполнения: краски, резьба и рельеф
Тематика
Изображение животных
Знаки, или абстрактные формы изображения

Египетское искусство: изображение бога-суверена

Месопотамия: искусство на службе царя и храма

Искусство ахеменидов и царские дворцы

первобытное искусство

Введение

На заре зарождения искусства

Значение искусства эпохи палеолита

Техника исполнения: краски, резьба и рельеф

Тематика

Изображение животных

Знаки, или абстрактные формы изображения

изобразительное искусство первобытного общества

наскальная живопись древних людей

особенности искусства древнего египта

керамика эпохи неолита

хроники шумеров

храмы месопотамии

эпоха мертвых книга

искусство палеолита и мезолита

самая первая цивилизация

золото вавилон

где правил хаммурапи

первая цивилизация скачать

искусство палеолита неолита

первобытное искусство урала

искусство эпохи нового царства

байки из склепа смотреть бесплатно

орнамент месопотамии

архитектура среднего царства

городской дом архитектура

египетская книга мертвых скачать бесплатно

культурология первобытное искусство

торговый центр золотой вавилон

первобытное искусство скульптура

первобытное и традиционное искусство

палеолит неолит

первобытное искусство наскальная живопись

вавилон вакансии

искусство древнего египта скачать

треугольник пирамида

городское управление архитектуры адрес

Используются технологии uCoz